ПВСЧПСВ
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
В Москве отлит 202-тонный Царь-колокол (1735 г.)
В США запатентовано сухое молоко (1884 г.)

Намедни

Намедни журнал "Сноб" собрал слова и выражения, вошедшие в нашу жизнь в последнее время

Полный текст



Џ®авд®«Ё® ”®в® ђ б業ЄЁ Љ®­в Євл
Лаконичный глагол эффективней, чем ледокол
Василий Шумов

Этот текст я написал в 2008 году совместно со специалистом девелоперской компании ЗАО "Строитель" Андреем Задковым, прекрасным профессионалом и просто хорошим человеком. Мы с ним подумали: "А почему бы не пофантазировать о будущем столицы Сибири, но, опираясь на реальные факты и действительные тренды?"

Почему именно 2023-й? В этом году Новосибирску исполнится 130 лет - это уже будущее, но еще обозримое. Вот что у нас получилось. А как будет на самом деле - покажет время.

НОВОСИБИРСК В 2023 ГОДУ

Как будет выглядеть столица Сибири в год своего 130-летнего юбилея? Какие градостроительные тенденции реализуются? Какое жилье нам уготовано в недалеком будущем? На эти и на многие другие вопросы в преддверии Дня города мы и постараемся ответить.

Человеку свойственно заглядывать в будущее. Если речь идет о ближайших 2-3 годах, провидцем может оказаться практически каждый, но о том, что нас ждет в отдаленной перспективе, обоснованно могут сказать только профессионалы. 29 июня Новосибирск отмечает свой 115-летний юбилей. Наш город растет и развивается стремительными темпами, приобретая черты современного мегаполиса. Перемены, произошедшие с городом за последние 10 лет, разительны. Какой же будет столица Сибири через 15 лет, в год своего 130-летнего юбилея?

Прогноз относительно развития города можно сделать на основании двух  параметров: Генерального плана – главного градостроительного документа – и ведущих тенденций рынка, в первую очередь, строительного. Это вполне логично, поскольку развитие любого города невозможно без строительства дорог, жилья, коммерческой недвижимости, социальной инфраструктуры, торговых объектов, развлекательных комплексов. А сама строительная сфера зависит от инвестиционной привлекательности проектов и, собственно, от экономического потенциала города.

Безусловно, одним из самых животрепещущих вопросов является проблема дорог и транспортных коммуникаций. Ежегодно количество автомобилей в Новосибирске увеличивается на 20 тысяч единиц и дороги уже сейчас едва справляются с нагрузкой. Через 15 лет ситуация вряд ли существенно улучшится: строительство дорог будет едва поспевать за ростом автопарка Новосибирска. Автомобильные пробки, увы, никуда не исчезнут, а лишь станут плотнее – наш город не станет исключением из общего ряда мировых мегаполисов. Однако город не «встанет» и жизнь не остановится, поскольку к 2023 году будут введены в эксплуатацию два новых моста через Обь. Первый соединит Северо-Чемской жилмассив с улицей Большевистской, второй через Затон свяжет улицу Жуковского со Станционной. Конкретные сроки реализации этих проектов назвать сейчас сложно, но то, что они осуществятся в интересующий нас временной период, сомневаться не приходится, поскольку для города это жизненно необходимо.

За эти 15 лет, кроме станции метро «Золотая нива», будет построено еще две станции: «Площадь Станиславского» и «Гусинобродская». Правда, по поводу третьей станции есть определенные сомнения, поскольку, возможно, вектор развития города, а значит, и метрополитена, будет направлен в другую сторону. В то время, когда планировалась постройка станции «Гусинобродская», вещевой рынок находился на пике потребительского спроса. К 2023 году такая нецивилизованная форма торговли безвозвратно уйдет в прошлое. И если к этому времени на базе «барахолки» не будет создан, условно говоря, Торговый город, целесообразность вести метро в этом направлении станет сомнительной. А вот другое направление – Заельцовское, напротив, может быть перспективным, и тогда вполне возможно строительство станции «Аэропорт». К тому времени будет полностью закончен проект развития жилмассивов «Снегири» и «Родники», который предусматривает расширение этих массивов до Красного проспекта. Соответственно, для регулирования пассажиропотоков потребуется такая мощная транспортная артерия, как линия метрополитена.

Метро вообще станет центральным узлом внутригородской жизни. В условиях плотнейшего автомобильного трафика именно метро будет обеспечивать необходимую жителям мегаполиса мобильность. Работодатели будут выбирать сотрудников не только по профессиональным качествам, но и по месту жительства. И тут живущие по линии метро, а значит, не опаздывающие на работу работники, будут пользоваться предпочтением. У станций метро будут в большом количестве скапливаться машины, и уже сейчас нужно продумывать решение проблемы с парковкой.

Как будет выглядеть Новосибирск через 15 лет? Город будет обновляться и стремительно расти вверх, наращивая этажность. В условиях дефицита земельных участков в центре и по линии  метро будет четко работать юридически обоснованный механизм расселения и сноса ветхого и аварийного жилья. К этой категории через 15 лет будет относится и большинство «хрущевок». В Москве программа сноса таких домов уже начала действовать, не за горами очередь Новосибирска. К 130-летию Новосибирска в центре города и по линии метро, по крайней мере, в радиусе одного километра, уже не будет ни панельных пятиэтажек хрущевской эпохи, ни бараков, ни частного сектора.

Гордость Новосибирска – здания конструктивистской архитектуры на Красном проспекте – к 2023 году будут иметь столетний износ. Выхода здесь два: или полная реконструкция или расселение и снос. Реконструкция – очень дорогостоящая процедура, и реконструировать будут только наиболее ценные в культурно-историческом отношении здания. Остальные будут освобождать место под современные строения. Те здания в центре Новосибирска, которые были построены в 70-80-х годах XX века и которые используются сейчас под бизнес-центры, напротив, сохранятся, будут реконструированы, и их внешний вид, интерьеры и инженерная начинка будут существенно обновлены. Все производственные предприятия, которые сейчас находятся в центре города и в радиусе приблизительно двух километров от станций метро, будут вынесены за черту города.

Сейчас сложилась такая ситуация, что развитию некоторых стратегических зон деловой активности, выделенных Генеральным планом, может мешать памятник архитектуры, который представляет собой деревянный одноэтажный домик в окружении современных высотных зданий. Это не только сдерживает естественное развитие города, но и не способствует созданию гармоничного образа города. Новосибирск развивается не как туристический, а как бизнес-центр. Поэтому центр мегаполиса будет постепенно приобретать вид и свойства Сити – высотного делового района. Этот процесс, конечно, будет постепенным. Какое-то время современные высотные здания будут соседствовать со старыми строениями, но прогресс не остановить. Потребности бизнеса в новых офисных помещениях составляют сейчас ежегодно 30 тысяч кв. м.  По нашим оценкам, к 2014 году они вырастут до 150 тысяч кв. м. Это потребует возведения новых высотных бизнес-центров, с качественно новыми характеристиками.

Еще одной формой развития центров деловой активности будут бизнес-парки. Центр города перегружен и земля там крайне дорогая, срок окупаемости новых бизнес-центров будет превышать 10 лет. Девелоперу будет выгоднее взять свободный участок, с хорошей транспортной доступностью и близостью коммуникаций и построить объект коммерческой недвижимости на нем. Это будет совпадать и с интересами значительной части бизнеса, которая будет стремиться к работе вдали от шумного центра, в уютной зеленой и хорошо обустроенной зоне. Одним из наиболее вероятных мест расположения бизнес-парка будет уже упомянутый район городского аэропорта. Наличие большого количества свободного места, развитый транспортный узел (новый мост, станция метро) сделают это место наиболее перспективным с точки зрения его освоения бизнесом. Она станет своеобразным магнитом, создающим особую зону деловой активности. К 130-летию Новосибирска бизнес-парк, хотя и не будет еще полностью сформирован, будет активно развиваться, а построенных там коммерческих площадей будет насчитываться не менее 200 тысяч кв. м. По своему внешнему виду деловые центры в бизнес-парке будут существенно отличаться от нынешних бизнес-центров. Это будут 5-6 этажные здания, уютно расположенные на обширной благоустроенной зеленой территории.

Что касается торговой недвижимости, ситуация к 2023 году будет схожей: будут формироваться особые торговые зоны, которые можно условно назвать торговыми парками. Один из таких парков, возможно, будет создан на Гусинобродском шоссе, на месте нынешнего вещевого рынка. Конкурентная среда уже сейчас такова, что перетянуть на себя покупательский поток можно, только создав центр, более мощный, чем у конкурентов. Чтобы успешно конкурировать с «Мегой», имеющей 130 тысяч кв. м. торговых площадей, нужно построить ТЦ в 200 тысяч кв. м. И такие торгово-развлекательные центры в Новосибирске будут построены, поскольку торговая столица региона – это еще один стратегический вектор развития города. По нашим прогнозам, к 2023 году в городе будет построено 4-5 подобных торгово-развлекательных гигантов. Универмаги старого формата будут существенно реконструированы и осовременены.

Довольно широко распространено скептическое мнение, что Новосибирск постепенно теряет статус столицы Сибири, уступая первенство более динамично развивающимся городам-конкурентам. Мы все-таки уверены, что наш город все-таки останется столицей. У Новосибирска есть преимущество, которое является ключевым – выгодное месторасположение. Географическое положение и более крупный масштаб мегаполиса объективно притягивают грузовые, людские и финансовые потоки. Логистический и интеллектуальный потенциал Новосибирска будут привлекать серьезные инвестиции и работать на развитие города. Несмотря на неутешительный демографический прогноз, численность населения города все-таки будет увеличиваться, если не за счет собственного прироста, то за счет прибывающих сюда на работу и на постоянное место жительства. То есть, к 1 миллиону 400 тысячам зарегистрированных новосибирцев нужно будет добавить еще около миллиона человек.

Будет расти и благосостояние горожан, по прогнозам, к 2023 году средняя заработная плата в Новосибирске составит около 100 тысяч рублей. Но, соответственно, будет расти и стоимость квадратного метра жилья, которая через 15 лет может превысить 300 тысяч рублей за квадратный метр. Так что, если у человека есть возможность брать ипотечный кредит, если есть уверенность в завтрашнем дне, то этой возможностью нужно воспользоваться уже сейчас. Налицо несомненный выигрыш, тем более, что будет постепенно снижаться инфляция, а значит, и кредитные ставки. Это даст возможность выгодно перекредитоваться под меньший процент и погасить первоначальный кредит.

Теперь, наконец, мы перешли, наверное, к самой животрепещущей теме – к жилью. По нашим прогнозам, к 2023 году в Новосибирске в радиусе 1 км от станций метро будет существовать жилой фонд только повышенной комфортности. Эта тенденция уже сейчас наблюдается достаточно отчетливо, но к 130-летию города она полностью реализуется. Дома, которые сейчас считаются элитными, к 2023 году перейдут в категорию улучшенной планировки, то что называется класс «эконом+».

Бизнес-элита Новосибирска в большинстве своем переберется из центра за город, в элитные поселки. Через 15 лет у нас будет свой вариант Рублевки, возможно, с двумя локализациями: в районе «Обкомовских дач» и Обского моря. Элитные поселки будут состоять не только из особняков, но и из многоквартирных домов клубного типа, где будущие жильцы тщательно отбираются по многим строгим параметрам. Огромное число автомобилей и общая экологическая ситуация растущего мегаполиса сделают самыми ценными и востребованными именно курортные зеленые зоны пригорода. Офисы бизнес-элиты будут расположены, соответственно, в технопарке  Академгородка и бизнес-парке в районе городского аэропорта.

К 2023 году окрепнет и численно вырастет средний класс. Его доля в сделках с недвижимостью останется доминирующей. Часть среднего класса, ориентированная на элиту, будет стремится приобрести жилье за городом, другая часть будет жить в многоквартирных высотных домах по линии метро или неподалеку от места своей работы. Это будут квартиры улучшенной планировки достаточно большой площади. Критерии комфортности будут все время повышаться вслед за человеческими потребностями. Сейчас однокомнатная квартира площадью 50 кв. м. считается большой. Через 15 лет она будет восприниматься как совсем небольшая. Требовательность покупателей жилья на фоне жесткой конкуренции среди застройщиков будет отражаться на концепциях строительства. Будут реализовываться оригинальные архитектурные проекты с благоустроенной территорией, с различными сервисами, с парковками, в которые можно спуститься на лифте со своей лестничной площадки. Квартиры будут иметь всю необходимую инженерную начинку: систему пожаротушения, вентиляции, охраны, телекоммуникаций. То есть, концепция «умный дом» станет уже не экзотической новинкой, а обыденностью. Скорее всего, основная масса квартир будет сдаваться «под ключ», причем отделка и дизайн будут осуществляться по согласованию с покупателем жилья.

Теперь о жилье эконом-класса. Ситуация на рынке строительных материалов не станет идеальной даже если реализуются все заявленные сейчас проекты новых производственных мощностей. Это касается и кирпичных заводов, и, особенно, заводов крупнопанельного домостроения, поскольку их возведение весьма капиталоемко и требует серьезных инвестиций в десятки миллионов долларов. Предприятия, уже существующие на данный момент, и так работают практически на пределе. Поэтому здесь ждать особого прорыва не приходится. Но развитие в сегменте эконом-класса происходить все-таки будет.

Во-первых, продолжится строительство многоэтажных панельных домов, а во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, начнется массовое распространение малоэтажной застройки. Для этого будут использованы как участки в черте города, так и, в большей мере, загородные земли. Чтобы обеспечить этот процесс, будут возникать предприятия, производящие строительные компоненты для такого типового малоэтажного жилья. Президентская программа предоставления федеральных земель под жилищную застройку значительно увеличит потенциал развития малоэтажного строительства. Участков будет достаточно много, они будут сравнительно недорогими. Все это может вызвать достаточно бурный рост малоэтажных пригородных поселков.

Средняя площадь таких домов в 1-2 этажа будет около 100-150 кв. м.. Управляющие компании возьмут на себя бремя вывоза мусора, чистки снега, позволят уменьшить коммунальные издержки. За таким массовым жильем будущее, однако решить эту задачу без участия властей вряд ли удастся, ведь необходимо земли, предназначенные под малоэтажную застройку, обеспечить инженерными коммуникациями. Одним из самых очевидных мест возможной застройки является пространство между Кольцово и Академгородком. А вот участок между Северо-Чемским жилмассивом и поселком Краснообск, вероятнее всего, будет застроен крупнопанельными домами, которые соединят ВАСХНИЛ с городом.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что основной проблемой Новосибирска в рассмотренной нами 15-летней перспективе, является проблема транспорта. Дороги, развязки, парковки – все это потребует работы на много десятилетий. Все остальное для Новосибирска будет развиваться в самом благоприятном свете. Город, без сомнения, останется столицей Сибири, и этот неофициальный статус будет поддерживаться не только сложившейся традицией, но и вполне реальными показателями: численностью населения, объемом инвестиций, валовым продуктом. Доходы горожан возрастут, что, с учетом снижения инфляции, смягчением кредитной политики и стабилизацией на рынке строительных материалов, сделает жилье более доступным.

Изменится и облик города: его центр станет настоящим Сити, деловой зоной, состоящей из современных интеллектуальных зданий, сформируются новые «тематические» районы: технопарк, бизнес-парки и торговые парки. Требования, предъявляемые к жилью, возрастут, а, следовательно, возрастет и качество жилья, причем не только самих квартир, но и сопутствующей инфраструктуры. За городской чертой появятся поселки, как элитные, так и массовые – оставаясь горожанами, многие новосибирцы будут предпочитать жить на природе.

Если сейчас у нас была бы возможность на мгновение увидеть Новосибирск через 15 лет, мы были бы удивлены и восхищены. Мы увидели бы высокий, современный, динамичный мегаполис, у которого большое будущее.


При использовании материалов активная ссылка на www.kirgorelov.ru обязательна.
Создание сайтов и дизайн - "Директ Лайн" и "Брэнд Инвест" Дизайн рекламы, упаковки в Новосибирске